Иппотерапия как средство восстановления и оздоровления

Доклад к заседанию Комиссии по качеству жизни граждан, здравоохранению, социальной политике и трудовым отношениям Общественной палаты Московской области члена Общественной палаты Дмитровского района, заместителя директора спортивного комплекса «Буденновец», доктора биологических наук Илясовой Веры Александровны

Иппотерапия как средство восстановления и оздоровления

В настоящее время занятия физической культурой и спортом среди инвалидов является приоритетным направлением государственной политики в области физической культуры и спорта. Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами свидетельствует о высокой эффективности спорта в системе реабилитации.
Деятельность спортивного комплекса «Буденновец», который имеет три отдела ФОК «Рыбное», ФОК «Буденновец» и конноспортивную базу «Буденновец», направлена на развитие физической культуры и спорта в сельском поселении Якотское Дмитровского района. На фоне развития многочисленных видов спорта, массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением, большое внимание уделяется развитию адаптивной физической культуры. Основным направлением является взаимодействие и сотрудничество с Центрами реабилитации и детскими домами-интернатами для детей-инвалидов Дмитровского муниципального района для обеспечения жизнедеятельности инвалидов посредством занятий спортом.
История развития адаптивного спорта в спортивном комплексе Буденновец начинается с 2001 года, когда агрофирма «Буденновец» подарила нам табун лошадей. По рекомендации Комитета по физической культуре, спорту и туризму Дмитровского муниципального района мы изучили и освоили метод лечебной верховой езды, используя опыт работы Детского экологического центра «Живая нить», который применяем с 2005 года по настоящее время в работе с детьми-инвалидами Дмитровского района.
Лечебная верховая езда включает в себя иппотерапию, реабилитационную (восстановительную) верховую езду, конный спорт для инвалидов, рекреационную верховую езду и конный туризм как виды отдыха и досуга для инвалидов.
Мы подготовили и внедрили программу по организации и проведению занятий по иппотерапии на конноспортивной базе «Буденновец», основной целью, которой является – развитие физических, психосоциальных и личностных возможностей детей-инвалидов посредством верховой езды, а также реабилитация, социальная адаптация и включение в активную жизнь общества.
Занятия посещают дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата в результате поражений центральной нервной системы (в частности — детский церебральный паралич), аутизме, синдроме Дауна, неврозах, поражениях органов чувств и т.д. Целесообразность и возможность применения метода иппотерапии в каждом отдельном случае решается лечащим врачом. Группу посещают дети-инвалиды с Дмитровского района: из г. Дмитрова, п. Подосинки, д. Зверьково, д. Астрецово, с. Костино, с. Орудьево, п. Ново-Синьково, п. Вербилки, п. Буденновец.
Физические нарушения, наблюдающиеся у инвалидов, не могут быть абсолютно излечены с помощью верховой езды, но при выполнении упражнений происходит определенная тренировка тела, благодаря которой улучшается кровообращение и тонус мышц. При некоторых заболеваниях наблюдается восстановлении двигательных функций. В работе с лошадьми и при общении с товарищами оказывается благотворное влияние на развитие умственных способностей и эмоционального состояния. Развитие и улучшение навыков верховой езды обеспечивает переход на более высокий уровень возможностей детей-инвалидов.
Дети с большим удовольствием делают гимнастические упражнения на лошади, а тренер и медицинский работник фиксирует уровень физической подготовки на том или ином этапе.
Иппотерания оказывает уникальное биомеханическое воздействие, в том числе передает всаднику двигательные импульсы, аналогичные движениям человека при ходьбе. Эффект занятий иппотерапией анализируется по следующим показателям физического состояния ребенка: – снижение патологического тонуса; улучшение походки; увеличение объема движений в суставах; качество выполнения физических упражнений на лошади; снижение реактивности и тревожности; улучшение самочувствия, настроения. Учет тренированности проходит по следующим показателям: понимание, уверенность, внимание, равновесие и координация при выполнении упражнений на лошади, для этого заполняется специальный протокол «Отчет о достижениях всадника», о котором я скажу позже.
На основании опыта работы по организации и проведению занятий по иппотерапии издано «Пособие по лечебной верховой езде. Иппотерапия», авторами которого являются сотрудники спортивного комплекса Буденновец. А.Ю.Илясов, М.А.Шурухина, А.А. Золкина. В пособии описан опыт работы по организации и проведении занятий по иппотерапии с детьми-инвалидами на конноспортивной базе МБУ «СК Буденновец». Материал пособия предназначен в помощь начинающим осваивать метод иппотерапии и может быть использован по своему усмотрению. Рассчитано на творческое использование.
Что требуется для организации и обеспечения программы по иппотерапии:
1. Подготовить «Положение по организации медико-социальной реабилитации детей-инвалидов по программе иппотерапии и реабилитационной верховой езды», в котором должны быть определены общие положения, цели, задачи, функции, обязанности и права специалистов по иппотерапии.
2. Сформировать штат и определить обязанности специалистов. В штат специалистов входят:
а) Руководитель программы по иппотерапии, который обеспечивает технологический процесс работы конноспортивной базы: кормление и уход за лошадьми, тренинг лошадей. Формирует штат сотрудников для проведения занятий по иппотерапии, решает вопросы финансирования программы по иппотерапии. Отвечает за организацию процесса занятий, проводит работу по подбору в группу детей-инвалидов. Решает вопрос по транспортному обслуживанию, доставки детей-инвалидов и их родителей на занятия.
б) Инструктор по иппотерапии — должен иметь профессиональное образование по работе с инвалидами. При участии врача составляет индивидуальный план занятий для каждого ребенка, отслеживает и обсуждает с врачом результаты проделанной работы. Обеспечивает безопасность детей-инвалидов с помощью профессионально выполняемой страховки. Создает благоприятные условия для познания окружающей действительности, формирует правильное отношение к общению с лошадьми, строго следит за соблюдением техники безопасности на занятиях. Способствует достижению положительных сдвигов в физическом и психосоциальном статусе детей-инвалидов.
в) Социальный работник — контролирует посещаемость занятий детьми-инвалидами и их родителями. Систематически осуществляет контроль по проведению занятий на основании плана инструктора и рекомендаций врача. Обеспечивает досуг детей – организует спортивные праздники, занимательные игры в соответствии с индивидуальными возможностями детей.
г) Медицинский работник следит за состоянием здоровья и выполнением программы реабилитации детей-инвалидов. В его задачу входит заполнение карт учета личных данных ребенка, внося в них данные первичных и плановых осмотров. Медицинский работник всегда присутствует на занятиях группы с аптечкой скорой медицинской помощи, обсуждает с инструктором результаты и эффективность занятий по иппотерапии.
д) Помощники инструктора (волонтеры, родители детей) во время занятий идут сбоку от лошади, страхуют ребенка и помогают делать упражнения.
е) Коновод ведет лошадь в процессе занятия, контролирует ее поведение, выполняет команды инструктора по иппотерапии.
Для успешной работы желательно наличие таких специалистов как физиотерапевт, психолог, массажист.
Выбор лошади для иппотерапии. Для обеспечения занятий по иппотерапии важен выбор лошади, который обусловлен безопасностью всадника. Для лучшего поддержания равновесия необходимо иметь добронравных лошадей с крепкой конституцией, широкой спиной, низкой холкой и округлыми боками. У них должен быть длинный и ровный шаг, удобная спина для верховой езды. Лошади должны быть гибкими, движения спины мягкими. Лучше выбирать лошадь не моложе 5 лет и не старше 14-16 лет, жеребцы не подходят для занятий из-за непредсказуемого поведения. Животное должно быть здоровым, терпеливым, легким в управлении, спокойно стоять у помоста для посадки и спешивания и не обращать внимания на медленную и сложную процедуру посадки, стоять или идти спокойно при различных положениях всадника.
Специальное снаряжение лошади. На лошадь одевается обычная уздечка или недоуздок. Всадник держится за гурту с ручками. Ручки могут быть мягкими или жесткими в зависимости от потребностей конкретного ребенка. При желании можно положить вальтрап на спину лошади, но обычно занятия проходят без него, чтобы всадник мог чувствовать тепло тела лошади и ощущать массирующее движение ее мышц.
Форма одежды всадника. Форма одежда всадника спортивная, не сковывающая движений – легкая с короткими рукавами или без рукавов майка, спортивные брюки, спортивная обувь с высоким мягким верхом. На голову обязательно надевать специальный шлем, чтобы защититься при возможном падении с лошади.

Как проводить занятия по иппотерапии

Режим работы с детьми-инвалидами – летний.
Для занятий по иппотерапии создается группа, состоящая из детей-инвалидов. Родители подают заявление о согласии на занятия ребенка в группе, проходят инструктаж по технике безопасности во время занятий иппотерапией с обязательной отметкой в журнале регистрации инструктажа о допуске детей к занятиям. Медицинским работником заводится карта учета личных данных ребенка и определяется график занятий группы. Характер заболеваний детей — разнообразный. Разрабатывается комплекс лечебно-профилактических мероприятий, внедрение которых осуществляется строго индивидуально по каждому ребенку. Занятия проходят два раза в неделю по 20 мин по заранее составленному плану. Основная задача — устранение недостатков в физическом развитии, создание благоприятного эмоционального фона, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды.
На первом этапе происходит знакомство с инструктором, который помогает ребенку наладить контакт с лошадью. Потом осваиваются упражнения на стоящей и идущей шагом лошади. Особое внимание уделяется равновесию, так как его восстановление чаще всего и является трудной задачей. Для этого имеются перечень упражнений для занятий иппотерапией. Темп выполнения спокойный, число повторений и длительность статических фаз увеличивается постепенно.
Оценка результатов работы. Для оценки достижений детей-инвалидов по истечении определенного периода проводятся контрольные занятия. Ребенок выполняет знакомые упражнения под руководством инструктора, а медицинский работник заполняет специальную карточку — «Отчет о достижениях всадника».

Отчет о достижениях всадника, занимающегося ЛВЕ

Ф.И.О. ___________________________________
Дата рождения ____________________________
Диагноз __________________________________
Занятия начаты____________________________
Нужен помощник___________________________

Способ посадки:
С помоста с помощником ____________________
С помоста без помощника ___________________
С земли с помощником______________________
С земли без помощника_____________________
Самостоятельно____________________________

Упражнение
На стоящей лошади
На лошади, идущей шагом
Руки вверх
Руки в стороны
Руки на пояс
Повороты корпуса
Дотянуться до ушей лошади
Дотянуться до хвоста лошади
Вращение руками назад
Вращение руками вперед
Дотянутся до противоположного носка рукой
Лечь на шее лошади
Лечь на круп лошади
Взять палочку за спину за локти
Положить палочку на шею на плечи
Положение
Оценка
Положение
Оценка
Равновесие
Голова
Координация
Осанка
Выполнение упражнений
Руки
Понимание
Таз
Уверенность
Ноги
Расслабление
Ступни

Дата составления отчета: «____» _______________ 20___ г.

Отчет составил:
Личная подпись _____________

Совершенствование навыков. Комплекс физических упражнений осваивается постепенно. Детям-инвалидам, освоившим простые физические упражнения возможно в индивидуальном плане усложнение упражнений Например, повышение точности и меткости: попадание в неподвижную и движущуюся мишень палкой, мячом, мешочком с песком, упражнения с обручем. На основании опыта работы, нами определены индивидуальные упражнения различной сложности для детей с ранним детским аутизмом, с синдромом Дауна и детским церебральным параличем. Использование современного реабилитационного оборудования также позволит улучшить эмоциональное состояние детей и сохранить выработанные двигательные навыки. Отработка правильной посадки производится в спортзале на специальных тренажерах для инвалидов, где основной упор делается на развитие верхнего плечевого пояса. Мы планируем и дальше проводить исследования для изучения влияния разнообразных упражнений на организм ребенка.
В течение года в дни календарных и народных праздников, мы много лет проводим физкультурно-оздоровительную работу с детьми-инвалидами Яхромского детского дома-интернат для умственно отсталых детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, с детьми социально-реабилитационного Центра для несовершеннолетних «Остров Надежды» и детского реабилитационного приюта для детей из неблагополучных семей «Дом доверия».
С ними проводятся инсценированные календарные и народные праздники. Программа спортивных праздников всегда включает веселые старты, поединки, конкурсы, где прослеживается обязательная сдача норм по физической подготовке. Это взаимосвязь с лошадьми очень важна для реабилитации детей-инвалидов. Проводятся такие спортивные праздники, как «Путешествие в мир лошадей», «В царстве Снежной королевы, «Большая масленица», «Лечебная верховая езда», «День защиты детей», «Красное лето», «Всемирный день инвалидов» и т.д. Особенно любимы детьми-инвалидами новогодний спортивный праздник «В царстве Снежной королевы» и весенний народный праздник «Масленица», который проходит в поселке Буденновец на конноспортивной базе. Главное в этих праздниках – веселое настроение, активный отдых в зимнем лесу, здоровый воздух и общение с благородными животными – лошадьми. В программе встреча со Снежной королевой, Дед Морозом, Снегурочкой, Ведьмочками, Весной, Скоморохами, с ними веселые старты, конкурсы, единоборства, экскурсии в мир лошадей, катание на лошадях и горячий чай у костра в лесу.
По поручению Общественной палаты 17 октября 2014 года нами проведены 2 мероприятия под названием «Наши дети – наше будущее» с двумя Дмитровскими реабилитационными Центрами — «Остров Надежды» и «Дом доверия» с которыми вы можете познакомится на сайте Общественной палаты и на нашем сайте.
Опыт работы показал, что в процессе занятия иппотерапией дети-инвалиды не только начинают лучше говорить и ходить, они становиться более сильными, ловкими, выносливыми, но главное – расширяют границы своего мира, приобретают новый опыт общения и получают огромный положительный заряд, делающий их жизнь более полноценной, яркой, насыщенной и, наконец, более счастливой. Эти дети в прямом и переносном смысле поднимаются над своими проблемами. А лошадь для них становится настоящим источником жизненных сил, будит желание жить и преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их. Занятия верховой ездой приносят в разной степени удовлетворение всем участникам.
Польза, приносимая лечебной верховой ездой, признана работниками медицины, образования и социальной сферы. Такое признание позволяет надеяться, что количество программ по лечебной верховой езде будет расти, а у всадников будет все больше возможностей получить пользу от общения с лошадьми. Самый малый положительный результат является необходимым звеном в цепи решения проблем реабилитации на основе комплексного подхода с привлечением всех современных методов воздействия. С детьми-инвалидами, которые давно посещают занятия по иппотерапии, конечно в зависимости от тренированности, будем пробовать реабилитационную (т.е. восстановительную) верховую езду, где присутствуют элементы управления лошадью, что отсутствуют при занятиях по иппотерапии.
Таким образом, можно сделать вывод – метод иппотерапии является поиском новых средств, неинвазивных и оптимальных способов укрепления организма в период реабилитации. Опыт в организации и проведении занятий по иппотерапии с детьми-инвалидами в спортивном комплексе «Буденновец» позволит создавать и функционировать группы иппотерапии на других конюшнях и конноспортивных базах и, таким образом, способствовать повышению знаний в области психологии, медицины и педагогики, а значит решать проблемы здоровья инвалидов.
И последнее. В 2014 году в сети Интернет нами запущен официальный сайт спортивного комплекса «Буденновец» www.vera-horse.ru, где вы можете познакомиться с нашей деятельностью, с инфраструктурой спорткомплекса, которая представлена в виде фотогалереи по всем позициям. Показаны календарные события по временам года, контакты и услуги. Есть раздел: полезные статьи, куда помещаются краткие отчеты, отзывы, инструкции по технике безопасности и есть многое про иппотерапию..В 2014 г.в «Вестнике Национальной Федерации Лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта» опубликована статья по нашей работе с детьми-инвалидами на стр.7-9. Миссия журнала – популяризация метода иппотерапии, объединение центров, применяющих иппотерапию в единый союз высокопрофессиональных специалистов.Мы очень дорожим этим событием потому, что в этом журнале очень широкая аудитория, в нем опубликованы статьи из городов Санкт-Петербурга, Уфы, Владимира, Дмитрова, Казани, Одинцовского района, из Испании город Бенисса, Севастополя. Также освещаются соревнования параалимпийцев в Австрии, Чемпионаты мира, всемирные конные игры, Кубок Москвы, спартакиады, адаптивный конный спорт в Казахстане, фестиваль в Люблино. Очень интересен в этом журнале методический раздел, который мы возьмем себе на вооружение – это развитие внимания у детей с задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра и иппотерапия в работе с людьми, имеющими наркозависимость.
Перспектива дальнейшего развития этого направления и наша давняя мечта — специализация и модернизация уникальной муниципальной конноспортивной базы «Буденновец» как реабилитационного Центра для детей-инвалидов, детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
С девизом «Мы будем жить, учиться, побеждать!» мы работаем, прикладывая максимум усилий для решения проблем здоровья наших детей. Конкретно — развитие и улучшение навыков верховой езды, переход на более высокий уровень возможностей детей-инвалидов и вместе с тем воздействие на мыслительные процессы. Главная цель при этом — помочь детям найти свое счастье, жизненные силы и привлечь внимание общественности о заботе и помощи этим детям.

В.А. Илясова